«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Макинск қаласының кешкі мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Вечерняя школа города Макинск отдела образования по  Буландынскому району управления образования  Акмолинской области».

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"Азбука нравственности"

10.05.2018

Классный час на тему "Азбука нравственности"

Духовная

сила человека относится

к

физической как три к одному.

Наполеон

Ведущий. Самоутверждение в

нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку

необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой

нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает

цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце

концов, деградирует.

Как же понять и узнать свою нравственную

основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.

Задание. Деление на группы

по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.

Каждая группа в течение 2-3 минут

обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная

сила человека относится к физической как три к одному”.

Ведущий. Ребята, как вы

думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы детей можно

фиксировать на доске).

Психологи, изучающие становление

морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного

развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному

действию.

1-й уровень. Чтобы избежать

наказания и получить награду. (Подделываться).

2-й уровень. Чтобы все обо

мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).

3-й уровень. Таковы

общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).

4-й (высший) уровень. Таковы

мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть

самим собой).

Уровни на доске желательно

изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька,

четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения,

где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.

Приведите примеры из своих

поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас

преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?

Ведущий. Существуют ли

идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг,

кинофильмов.

Существует мнение, что многие

нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли

нравственность быть современна или несовременна?

(*Обсуждение)

Ведущий. Однако в нашем

современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство,

преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию

сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в

реальном мире.

Ведущий каждому раздает бланк с

нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.

Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.

Перед вами список из 16

нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой,

включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте

выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком

соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления

качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления

качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой

нравственный “профиль”.

1

Общительность, открытость,

коллективизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Замкнутость, скрытность,

индивидуализм

2

Доброта, альтруизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Злоба, эгоизм, чувство

собственности

3

Эмоциональная устойчивость,

ровность, постоянство

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Эмоциональная неустойчивость,

влюбчивость, разнообразие

4

Твердость, самостоятельность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уступчивость, склонность к

подчинению, покорность

5

Восторженность, импульсивность,

азартность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сдержанность, рассудительность,

серьезность

6

Честность, высокая нормативность

поведения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недобросовестность, игнорирование

общественных норм

7

Раскованность, склонность к

риску, смелость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скромность, стыдливость,

застенчивость

8

Мягкость, сострадание, милосердие

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Жесткость, суровость,

безжалостность

9

Бдительность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Доверчивость

10

Альтруистичность, непрактичность,

доверие к людям

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Практичность, цинизм, недоверие

11

Прямолинейность, правдивость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дипломатичность, расчетливость

12

Спокойствие, уверенность в себе

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Тревожность, неуверенность,

чувство вины

13

Склонность к новому

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Склонность к традиционному

14

Независимость мнения окружающих,

стремление действовать исходя из собственных убеждений

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зависимость от группы,

ориентировка на социальное одобрение

15

Высокий самоконтроль, самодисциплина,

безгрешность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Низкий самоконтроль,

недисциплинированность, нарушения

16

Собранность, возбужденность,

вызванная большим стремлением к успеху

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Расслабленность, отсутствие

стремления выделиться

Оценка результатов.

Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот

ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности?

Задание. Обсудите в группе

“нормативы” для современных социальных условий.

Ситуации

– пробы “Разрешение нравственных дилемм”.

Предлагаю ситуации, содержащие

сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам

героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница,

ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши

одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы

присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай.

Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не

поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на

предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Что вы сделаете дальше?

“Находка”

Вы случайно нашли чек на

приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его

потерял.

Б) Бежите к прилавку – вы столько о

ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его

действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с

ним делать.

Ведущий. И внешнему, и

внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное –

безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.

Между этими противоположностями

идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо

сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не

унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким

идеалам.

Подведение итогов.

 

Просмотров: 305

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст