Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных
организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования)
Приказ Министра образования и науки
Республики Казахстан от 17 сентября 2013 года № 375. Зарегистрирован в
Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 октября 2013 года № 8827.
Всоответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля
2007 года "Об образовании"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1)Типовые правила деятельности организации образования по уровням образования,
согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2)Типовые правила деятельности организации образования по профилю обучения,
согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3)Типовые правила деятельности организации образования по условиям организации
обучения, согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4)Типовые правила деятельности международной школы, согласно приложению 4 к
настоящему приказу;
5)Типовые правила деятельности интернатных организаций, согласно приложению 5 к
настоящему приказу;
6)Типовые правила деятельности комбинированных организаций образования, согласно
приложению 6 к настоящему приказу.
Сноска. Пункт 1 с изменением, внесенным приказом Министра образования и
науки РК от 13.02.2017 № 60 (вводится в действие по истечении десяти
календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2.Признать утратившими силу некоторые решения Министра образования и науки
Республики Казахстан, согласно приложению 7 к настоящему приказу.
3. Департаменту дошкольного и среднего
образования (Жонтаева Ж.А.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего
приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий
приказ в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования
и науки Абенова М.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных
дней со дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов |
| |
|
Приложение 1 | |
|
к приказу Министра | |
|
образования и науки | |
|
Республики Казахстан | |
|
от 17 сентября 2013 года № 375 | |
Типовые правила деятельности организации образования по
уровням образования
1. Общие положения
1.Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования по уровням
образования (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с Законом
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и
определяют порядок деятельности организаций среднего образования, реализующих
общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего
образования (далее – школа) независимо от форм их собственности и ведомственной
подчиненности.
Сноска. Пункт 1 в редакции приказа Министра образования и науки РК от
13.02.2017 № 60 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после
дня его первого официального опубликования).
2. В настоящих Типовых правилах использованы
следующие понятия:
3) общеобразовательная школа - учебное
заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального,
основного среднего и общего среднего образования, а также учебные программы
дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
3. Основные задачи школ:
1) создание условий для развития
функциональной грамотности учащихся через освоение образовательных программ,
направленных на формирование и развитие компетентной личности;
2) обеспечение получения обучающимися
базисных основ наук, предусмотренных соответствующим государственным
общеобязательным стандартом образования;
3) развитие творческих, духовных и
физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и
здорового образа жизни;
4) воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к
государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций,
нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
5) воспитание личности с активной
гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в
общественно-политической, экономической и культурной жизни республики,
осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
6) приобщение к достижениям отечественной и
мировой культуры, изучение истории, обычаев и традиций казахского народа и
других национальностей, проживающих в Республике Казахстан.
4. Уровни начального, основного среднего и
общего среднего образования реализуется в:
1) средней школе;
2) общеобразовательной школе.
5.Школа является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет
всем гражданам Республики Казахстан гарантированное государством право и
возможность получения бесплатного общего среднего образования в пределах
государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан
(далее - ГОСО), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Порядок деятельности школ
6.Порядок приема в школу осуществляется согласно Типовым правилам приема
на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные
программы начального, основного среднего, общего среднего образования,
утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 января
2012 года № 127.
7. По представлению местного исполнительного
органа школа, в пределах закрепленной территории, проводит персональный (по
фамильный) учет детей школьноговозраста.
8. Порядок комплектования персонала школы регламентируется ее уставом и законодательством
Республики Казахстан в области образования.
9. Вгосударственной школе штатная численность устанавливается согласно типовых
штатов работников государственных организаций образования, утвержденных
постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77.
10. На педагогическую работу в школу
принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую
квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по
специальности и подтвержденную документами государственного образца об
образовании.
11. В государственной школе обеспечение
учащихся учебниками, учебно-методическими комплексами осуществляется за счет
средств государственного бюджета.
12. Школа на основании двусторонних
международных соглашений может устанавливать прямые связи с зарубежными
организациями образования, международными организациями и фондами, заключать
двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, вступать в
международные неправительственные организации (ассоциации) в области
образования.
13. Содержание образования в школе
определяется рабочими программами и учебными планами, разработанными и
реализуемыми в соответствии с ГОСО.
Разработку рабочего учебного плана и
программ по учебным предметам, входящим в состав вариативной части базисного
учебного плана и отражающим специфику конкретной организации, школы
осуществляют самостоятельно.
14. Годовой календарный учебный график в
государственной школе определяется ее уставом.
15. Расписание занятий в школах утверждается
ее руководителем либо лицом, его заменяющим.
В расписании занятий указывается ежедневное
количество, продолжительность и последовательность учебных занятий.
Расписание занятий в школах предусматривает
перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха
обучающихся и воспитанников.
24. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации,
интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением
профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному
направлениям.
4.Управление школой
29. Школа в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики
Казахстан, законами Республики Казахстан, настоящим Типовым правилами уставом
школы. Непосредственное руководство школой осуществляет директор, назначаемый
учредителем.
30. Директор школы в соответствии с законодательством Республики Казахстан
в области образования назначается на должность и освобождается от должности, а
также один раз в три года проходит аттестацию.
31. В школе создаются коллегиальные органы управления.
|
к приказу Министра |
|
образования и науки |
|
Республики Казахстан |
|
от 17 сентября 2013 года № 375 |
Типовые правила деятельности организаций образования
по условиям организации обучения
1. Общие положения
1.Типовые правила деятельности организаций образования по условиям организации
обучения (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с Законом
Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее - Закон),
Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "О профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности
и беспризорности" и определяют порядок их деятельности.
2. Квидам организаций образования по условиям организации обучения относятся:
малокомплектная школа (далее - МКШ) и опорная школа (ресурсный центр),
общеобразовательная школа при исправительном учреждении, вечерняя
школа, организация образования для детей с девиантным
поведением (организация образования), организация образования для детей с
особым режимом содержания и школа при больнице.
Организаций образования по условиям организации обучения независимо от форм
собственности и ведомственной подчиненности реализуют образовательные программы
начального, основного среднего, общего среднего образования.
3. Внастоящих Типовых правилах использованы следующие понятия:
2)малокомплектная школа - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся,
совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных
занятий;
2. Порядок деятельности малокомплектной школы
4.Деятельность МКШ и опорной школы
осуществляется в соответствии с настоящими Типовыми правилами и своим
уставом.
5.Основными задачами МКШ и опорной школы
являются:
1)обеспечение и расширение доступа к качественному, основному среднему, общему
среднему образованию;
2)применение информационно-коммуникационных технологий обучения;
3)консолидация образовательных ресурсов МКШ
с целью обеспечения качественного образования;
4)реализация мер по организации установочной, промежуточной и итоговой сессионных
занятий в средней школе;
5)организация учебно-воспитательного процесса в совмещенных классах.
9. ВМКШ учебно-воспитательный процесс обеспечивается в соответствии с учетом
разновозрастного обучения обучающихся в совмещенных классах.
10.Учебно-воспитательный процесс
осуществляется на основе единого учебного плана и включает проведение
учебных сессий продолжительностью в десять дней для обучающихся магнитных МКШ
(установочная – первая декада октября, промежуточная – первая декада февраля,
итоговая – третья декада апреля). В межсессионный период осуществляется
дистанционное обучение.
11.Учебно-воспитательный план опорной школы
разрабатывается с учетом учебного-воспитательного плана магнитных МКШ.
Годовой учебно-воспитательный план МКШ
утверждается на заседании координационного совета, согласовывается с
отделом образования района (города), утверждается руководителями организаций
образования.
12. В межсессионный период учебно-познавательная деятельность обучающихся проходит в
МКШ с дистанционной поддержкой педагогов предметников опорной школы.
13.Региональные центры развития МКШ осуществляют координацию работы по разработке
рабочих учебные планов, календарно-тематическому планированию, составлению
индивидуальных программ обучения, содержанию дистанционных форм обучения,
методам обучения и спецкурсов с учетом профильной направленности.
14.Должностной оклад директора опорной школы , заместителя, организатора
внеклассной работы устанавливаются как в общеобразовательной школе с
максимальной наполняемостью обучающихся.
4. Порядок деятельности вечерней школы
41. Вечерняя (сменная) школа (далее - Школа) предоставляет гражданам Республики Казахстан,
иностранным гражданам (в рамках действующего законодательства Республики
Казахстан), работающим и неработающим, возможность получения основного среднего
и общего среднего образования.
42. Вечерняя школа реализует общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего
среднего образования, а также, с учетом ее особенностей и возможностей -
программы дополнительного образования.
43. Вечерняя (сменная) школа может создаваться в форме государственного учреждения или коммунального
государственного казенного предприятия.
44. Настоящие Правила являются типовыми для вечерних (сменных) средних общеобразовательных
школ, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
45. Школа осуществляет обучение по следующим формам: дневной, вечерней, заочной,
индивидуальной, экстерната одновременно, в пределах одной организации
образования.
46. Условия и порядок освоения образовательных программ определяются настоящими Типовыми
правилами и Уставом Школы.
47. Создание, реорганизация и ликвидация Школы осуществляется в соответствии с 21ом
Республики Казахстан, решением местных исполнительных органов, согласованного с
областными управлениями образования, городов Астана и Алматы.
48. Вечерняя школа создается при наличии:
1) в крупных городах - не менее 100 обучающихся;
2) в небольших
городах – не менее 80 обучающихся;
3) в поселках городского типа – не менее 50 обучающихся;
4) в сельской местности – не менее 30 обучающихся.
49. При вечерней и заочной формах обучения классы открываются при наличии не менее 9 обучающихся.
50. При наличии необходимых средств и условий, по
решению местных органов управления, при вечерних школах открываются
учебно-консультационные пункты, классы или группы заочного обучения с меньшей
наполняемостью (от 1 до 8 обучающихся).
51. Вечерняя школа создает учебно-консультационные
пункты, классы, группы заочного обучения на предприятиях и в организациях
образования, независимо от форм собственности.
52. Учебно-консультационные пункты, классы заочного
обучения и индивидуальные группы при дневных общеобразовательных школах, а
также вечерние отделения в дневных общеобразовательных школах, открываются:
1) в городах при наличии не менее 50 обучающихся;
2) в поселках городского типа не менее 30 обучающихся,
сельской местности, при наличии не менее 15 обучающихся.
53. Организация образовательного процесса
учебно-консультационных пунктов с очной, заочной формой обучения осуществляется
на основе настоящих Правил.
54. Вечерняя школа создает классы с углубленным
изучением предметов, классы (группы) компенсирующего и коррекционного обучения.
55. Наполняемость классов всех уровней вечерней школы,
при дневной форме обучения, устанавливается в количестве:
1) в городских организациях образования - 20
обучающихся;
в небольших городах и поселках городского типа – 15
обучающихся;
3) в сельских организациях образования – 10 обучающихся.
56. При наличии в классе 20 и более обучающихся
производится деление на подгруппы для изучения казахского языка и литературы в
русской школе, русского языка и литературы в казахской школе, иностранных
языков, информатики.
57. Деление на подгруппы для изучения казахского языка и
литературы в русской школе, русского языка и литературы в казахской школе,
иностранных языков, информатики на заочных формах вечернего обучения не
предусматривается.
58. В вечернюю школу принимаются лица, не моложе 15 лет,
изъявившие желание обучаться, на основании следующих документов:
1) заявления родителей (законных представителей);
2) личного заявления;
3) свидетельства об окончании основного общего
образовании;
4) табеля успеваемости за последний год обучения;
5) академической справки организации образования (с
обязательным указанием количества часов и оценок по пройденным, в данном
учебном заведении, общеобразовательным предметам);
6) удостоверения личности или свидетельства о рождении;
7) справки с места работы (для работающих);
8) медицинской справки, формы – 086;
9) справки с места жительства.
59. В особых случаях, в вечернюю школу принимаются лица,
направленные решением комиссии по защите прав несовершеннолетних при Акиматах
городов и районов.
60. В вечернюю школу прием заявлений и зачисление
проводится до начала учебного года и оформляется приказом директора школа.
61. Лица, из других организаций образования могут
приниматься в соответствующий класс (с учетом итоговых и текущих оценок) в
течение всего учебного года.
62. В вечерней школе контингент обучающихся определяется
дважды в год: на начало каждого полугодия.
63. Вечерняя школа осуществляет образовательный процесс
в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней
образования:
1) II ступень - основное
среднее образование (срок освоения: 3 года: 7, 8, 9 классы);
2) III ступень - среднее общее
образование (срок освоения: 2 года: 10, 11 (12) классы.
64. В вечерней школе организация образовательного
процесса регламентируется общеобразовательными учебными программами, рабочим
учебным планом.
65. Вечерняя школа самостоятельна в определении годового
календарного учебного графика, в выборе системы оценок, порядка и периодичности
аттестации обучающихся.
66. Учебный год продолжается с 1 сентября по 25 мая.
Продолжительность учебного года – 34 недели, при заочной форме - 36 недель.
67. Вечерняя школа, по договоренности с предприятиями,
может проводить профессиональную подготовку обучающихся, в качестве
дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.
68. При сессионном режиме организации занятий заочного
или вечернего обучения, время сессий определяется педагогическим Советом школы.
69. Порядок приема обучающихся в вечернюю школу в части,
не отрегулированной Законом, определяется Уставом организации образования.
Прием учащихся в школу осуществляется независимо от места, района проживания и
социального статуса учащихся.
70. Права и обязанности обучающихся определяются Уставом
школы, Правилами внутреннего распорядка школы.
71. Обучающимся вечерней школы без отрыва от трудовой
деятельности предоставляется сокращенная рабочая неделя, дополнительный
оплачиваемый отпуск по месту работы и другие льготы в соответствии с трудовым
законодательством Республики Казахстан.
72. Освоение программы за курс основного среднего и
общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией
выпускников.
73. Выпускникам вечерних школ, после прохождения ими
итоговой аттестации, выдается документ государственного образца о
соответствующем образовании.
74. Общее руководство вечерней школой осуществляет
выборный представительный орган – Педагогический Совет, его компетенции
определяются Уставом школы.
75. В целях совершенствования образовательного процесса
в вечерней школе создается методический Совет, методические объединения,
психологическая и социально-педагогическая служба. Их деятельность
осуществляется в порядке, определенном Уставом школы и действующим законодательством
в области образования.
76. Вечерняя школа является самостоятельным юридическим
лицом, имеющим свой Устав, гербовую печать, расчетный счет в банке.
77. Школа должна располагать отдельным зданием. В
исключительных случаях, в арендуемых местными Акиматами зданиях.
78. Финансовое обеспечение деятельности Школы
осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством в области
образования.