Дата:
Класс:11
Тема: Николай Алексеевич
Некрасов.Основные мотивы,биография поэта.
Цели:
1.Вспомнить
основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения;
2.Показать,
какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность
Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные
записки».
3.Воспитывать любовь к
творчеству.
Ход уроков
Эпиграфы к урокам:
Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и
Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого,
Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей
литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением
склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.
А. В. Луначарский
I. Вступительное слово учителя.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Н. А.
НЕКРАСОВА
Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) –
поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской
литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение
жизни русского народа. Поэт выступает как
страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов:
«Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и
душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных
силах, его настоящем и будущем.
Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии
является злободневность.
Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и
общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил
поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя
встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они
стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический
ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские
способности.
В суровых условиях, в упорном сопротивлении
обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось
мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора
журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том,
что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя»
новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им
всестороннюю помощь…
Через некрасовские журналы прошли известные И.
Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были
опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический
талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова
в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.
Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова]
слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и
благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень
высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно,
выше всех русских поэтов».
II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве
Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.
1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ НЕКРАСОВА
Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в
дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на
берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только
до шестнадцати лет».
В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел
лицом к лицу голодную смерть».
2. «МЕЧТЫ И ЗВУКИ» (1840)
«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник
стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и
звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…»
Великий критик помог Некрасову «найти себя».
3. СТИХОТВОРЕНИЕ «В ДОРОГЕ»
(1845)
Образ дороги становится излюбленным образом поэзии
Некрасова.
В. Г. Белинский Некрасову после
прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт
истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!
4. РЕДАКТОРСКАЯ И
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Н. А. НЕКРАСОВА
С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала
«Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает
«Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и
творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».
5. ПОЭЗИЯ Н. А. НЕКРАСОВА В
50-е ГОДЫ
Сборник «Стихотворения Н. А.
Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ
дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел
– рождение «новых людей», борцов за народное
счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.
Характер сборника определялся вступлением, роль
которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856). В нем
Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть
гражданином, верным сыном своей родины и народа.
Выразительное чтение стихотворения, анализ.
Лучшие произведения Некрасова, опубликованные в
сборнике: «Колыбельная песня», «Еду ли ночью…», поэма «Саша», «Песня Еремушке»,
«Размышления у парадного подъезда».
«Размышления у парадного подъезда».
Чтение стихотворения.
Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе»
с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого
рода стихотворение нет возможности не поместить».
Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось,
можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов
«владельца роскошных палат».
По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна
своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома
крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ
реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего
николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на
счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как
расправа над декабристами.
Исследователи творчества Некрасова установили еще одно
обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил
министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского
восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения,
в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не
только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ
«владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее
всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.
Вопрос: Расскажите о мужиках,
подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские
люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)
Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья
поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)
6. СТИХИ И ПОЭМЫ Н. А.
НЕКРАСОВА В 60–70-е ГОДЫ.
РАБОТА НАД ПОЭМОЙ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»
(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863
г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862
г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова»,
1864 г.).
Стихотворение «Железная дорога».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Кто же присваивает себе плоды народного
труда?
2) Почему стихотворение «Железная дорога»
преследовалось цензурой?
Один из цензоров «Современника» отметил, что
стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование
против высшего правительства».
3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в
изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?
7. «Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ НАРОДУ
СВОЕМУ».
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ Н. А. НЕКРАСОВА
«Элегия» (1874).
Чтение стихотворения.
Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и
любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.
Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом –
постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!
Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние
песни».
Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних
дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и
могучую силу духа.
Домашнее задание.
Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ.
(Восприятие, истолкование, оценка.)
По группам:
1) Стихотворение «В дороге».
2) Стихотворение «Тройка».
3) «Памяти Добролюбова».
4) «Я не люблю иронии твоей…». Оценка.
Дата:
Класс:11
Тема: А. П. ЧЕХОВ.Личность и творчество писателя.
Цели:
1.Вызвать
интерес к личности и творчеству А. П. Чехова, писателя
разносторонне талантливого, независимого и твердого в своих убеждениях;
2.расширить
и углубить представления учащихся о ранее изученных произведениях писателя,
помочь почувствовать их самобытность и красоту.
3. Прививать любовь и интерес к
творчеству писателя.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя об
общественно-политической жизни России в 80-е годы ХIХ в.
Это годы наступления правительственной реакции,
кризиса господствовавших в обществе идеологий и верований, пассивности
либеральной интеллигенции. 80-е годы ХIХ в. – эпоха поисков новых путей
развития страны. Творческий метод А. П. Чехова уже определился, в письме к
Плещееву он написал: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать
жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне
неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный
поступок, но что такое честь – мы не знаем». Но даже в этот период
«безвременья» Чехов чувствует и ощущает нормы жизни и человеческих отношений,
видит отклонения от норм и показывает их.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Что вы помните о Чехове?
2. Какие рассказы читали?
3. Что вам кажется особенно
привлекательным в духовном облике Чехова?
4. Каким представляете писателя?
(В. И. Немирович-Данченко рисует портрет А. П.
Чехова: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого молодого человека,
с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно,
избегавшими парикмахера, державшегося скромно, но без излишней застенчивости и,
очевидно, склонного к невычурной чистоплотности и внешней порядочности, голос
очень низкий, молодой бас, дикция настоящая русская, даже с каким-то оттенком
чисто великорусского наречия, интонация гибкая, даже переливающаяся в легкий
распев, однако без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности».
Л. Н. Толстой: «Ах, какой милый, прекрасный
человек, скромный, тихий, точно барышня! Просто – чудесный!»
А. М. Горький: «В его серых, грустных глазах
почти всегда мягко искрилась тонкая насмешка, но порою эти глаза
становились холодны, остры и жестки; в такие минуты его гибкий, задушевный
голос звучал тверже, и тогда – мне казалось, что этот скромный мягкий человек,
если он найдет нужным, может встать против враждебной ему силы крепко, твердо и
не уступит ей».
Современников поражало в
Чехове сочетание черт, казалось бы,
противоречивых: сердечности и доброты с
твердостью и даже суровостью.)
III. Объяснение нового материала.
ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА (1860-1904)
1. Детские и гимназические годы.
Родился в 1860 г. в городе Таганроге. Родители – отец
Чехов Павел Егорович, владелец небольшой бакалейной лавки, мать – Евгения
Яковлевна. «Отец и мать придавали особенное значение языкам... Позднее являлся
учитель музыки...» (А. П. Чехов). Дети помогали отцу в
торговле, а также пели в церковном хоре. Наказания розгой рано выработали в Чехове
отвращение к насилию.
С 1868–1879 гг. Чехов учился в Таганрогской гимназии,
подрабатывал репетиторством. Прозвищем «Чехонте» наградил будущего писателя
учитель русской словесности Ф. П. Покровский, рано заметивший юмористический
талант юноши.
2. Московский университет и начало литературной
деятельности.
1879–1884 гг. – годы учебы А. П. Чехова на медицинском
факультете Московского университета. Чехов: «Профессия врача – это подвиг,
она требует самоутверждения, чистоты души и чистоты помыслов».
Сотрудничество в юмористических журналах «Будильник»,
«Сверчок», «Стрекоза», «Осколки» и др. под псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат
моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов и др.
3. Доктор А. П. Чехов.
Занятия врачебной практикой дали впоследствии богатейший
материал для рассказов. Чехов: «За все лето перебывало у меня несколько сотен
[пациентов], а заработал я всего 1 рубль».
4. Литературная слава. Сборники рассказов «Пестрые
рассказы», «В сумерках», «Сказки Мельпомены».
Краткий пересказ содержания прочитанного рассказа.
Рефлексия:
1) Как поняли тему, идею рассказа?
2) Какие особенности таланта Чехова можете
отметить?
5. Формирование мировоззрения писателя. Поездка на
остров Сахалин.
Чехов-писатель всю жизнь обличал пошлость. Когда его
обвиняли в отсутствии убеждений, он отвечал: «Беспринципным писателем или, что
одно и то же, прохвостом я никогда не был».
Поездка на Сахалин была предпринята писателем с целью
изучить жизнь каторжан. Итог поездки – книга «Остров Сахалин».
6. Мелиховский период творчества А. П. Чехова.
Создание рассказов «Палата № 6», «Дуэль»,
«Попрыгунья», «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви», «Ионыч» и др.
7. А. П. Чехов – драматург. Работа для Московского
Художественного театра. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
«Вишневый сад» (1903–1904 гг.) – последняя пьеса А. П.
Чехова.
8. Жизнь в Ялте. Болезнь и смерть.
В 1904 г. Чехов едет лечиться за границу, в Германию.
Ольга Книппер-Чехова рассказывает о последних минутах жизни Чехова: «Пришел
доктор, велел дать шампанского, Антон Павлович сел... Потом взял бокал,
повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: "Давно
я не пил шампанского!..", – покойно выпил все до дна, тихо лег на
левый бок и вскоре умолк навсегда...»
Домашнее задание.
1. Эссе на выбор
Примерные темы:
1. О чем грустит А. П. Чехов в рассказе «Дом с
мезонином»?
2. В чем трагедия доктора Дымова? (По рассказу
«Попрыгунья».)
3. «Главное – перевернуть жизнь». (По рассказу
«Невеста».)
Прочитать рассказы «Человек
в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Оценка.