«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Макинск қаласының кешкі мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Вечерняя школа города Макинск отдела образования по  Буландынскому району управления образования  Акмолинской области».

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

родина в жизни и в творчестве русских писателей

31.05.2018

Есть удивительная страна, имя которой — Поэзия. Нигде нет

таких широких и ярких радуг, здесь каждое слово подобно цветку, вечному,

ароматному. Стоит закрыть глаза — и ты почувствуешь “ласку рассвета”, увидишь

“последнюю краску заката”, “тропинку с бродом через ручей”, почувствуешь

“времени резкую дату”. Удивительно все это, конечно. Но такова высшая поэзия. 

Порой случайное, второстепенное, словно туман в

горах, может на какое-то время закрыть от вашего взора главное в творчестве

поэта и даже исказить его подлинный облик. Но если поэт был истинным сыном

своего народа, если его волновала прежде всего судьба Отчизны, если чувство

Родины всегда жило в нем, то рано или поздно этот туман рассеется бесследно и

бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится его неповторимый образ.

Так было с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами прошлого века.

Ныне, “на расстоянье”, они становятся для нас все ближе и прекрасней. 

Время Пушкина — это эпоха декабризма. Пушкинская

Россия — это годы, когда свободолюбивые, патриотические идеи, рожденные великим

народным подвигом в Отечественной войне 1812 года, тронули души передовых людей

России и заставили их еще раз крепко задуматься о будущем своей Отчизны, и не

только задуматься, но и открыто вступить на тернистый, но благородный путь

борьбы за свободу народа. 

Среди этих мужественных сынов России был и сам

Пушкин. В своей оде “Вольность”, наполненной народной болью и гневом,

революционным призывом, поэт выносит самодержавию свой приговор: 


Тираны мира! трепещите! 

А вы, мужайтесь и внемлите, 

Восстаньте, падшие рабы! 


Судьба России, ее прошлое, настоящее, будущее —

вот что глубоко волнует Пушкина, определяет его гражданскую позицию, вот что

является главной темой его творчества, вот его радость и боль, немеркнущая

мечта и надежда: 


Пока свободою горим. 

Пока сердца для чести живы, 

Мой друг. Отчизне посвятим 

Души прекрасные порывы! 


Художника формируют его время, его эпоха. Все

творчество великого поэта наполнено вольнолюбивыми идеями декабристов. Вместе с

ними “друг человечества” способствовал пробуждению Отчизны “ото сна”, росту

духовного самосознания его народа, накоплению революционной энергии России.

Поэт не отступает, не отрекается от своих духовных связей и единства с

декабристами и после того, как восстание на Сенатской площади потерпело

поражение. Об этом он со всей убежденностью говорит в “Арионе”: 


На берег выброшен грозою, 

Я гимны прежние пою... 


Пушкинская Россия — это славная история его

Родины, история многовековой героической борьбы русского народа за свою

национальную независимость. Пушкинская Россия — это Россия Ломоносова, Петра

Первого, героев Отечественной войны 1812 года и дворянских революционеров,

крестьянских бунтарей и вожаков Степана Разина и Емельяна Пугачева, Россия

трудолюбивого и мужественного народа, который до поры до времени

безмолвствовал. Но есть и другая Россия, задыхающаяся от крепостнического гнета

и неволи: 


Здесь барство дикое, без чувства, без закона. 

Присвоило себе насильственной лозой 

И труд, и собственность, и время земледельца. 


Вот она, грустная и пронзительная песня о

горькой крестьянской доле. Многие свои стихи Пушкин посвятил Родине, народу и

имел право сказать о себе: 


И долго буду тем любезен я народу, 

Что чувства добрые я лирой пробуждал. 


Эти строки стали призывными аккордами той

могучей песни народной борьбы за свободу, которую за Пушкиным продолжил

мятежный Лермонтов, а за ним великий поэт и гражданин Некрасов. 

Лермонтову было шестнадцать лет, когда он

написал: 


Мне нуле но действовать, я каждый день 

Бессмертным сделать бы желал... 


И ему было двадцать четыре года, когда у него

вырвалось: 


Печально я гляжу на наше поколенье. 

В бездействии состарится оно. 


В промежутке между этими стихами вся жизнь

Лермонтова. 

Ему надо было, подумать и о своем времени, и о

себе самом, как всякому, кто хочет быть достойным гражданином своей Родины. 

После декабрьская Россия. Здесь “стонет

человечество от рабства и цепей!”. Как жить в этой стране, смотреть в глаза

современникам? Видеть будущее через завесу растерянности и упавшей воли? Как

найти силы в себе, как почувствовать себя нужным народу? Первым криком его

измученной души было стихотворение “Смерть Поэта”. Скорбь, горечь, грусть и

восхищение, боль и негодование — вот чувства влюбленного в свою Родину поэта,

вот защита высокой справедливости от произвола, насилия и варварства, царящих в

его России. 

Страдальческая тень Пушкина осенила поэта,

который бросил вызов всем палачам, душителям свободы: 


Но есть, есть Божий суд... 


С невыразимым презрением он пишет в другом своем

стихотворении: 


Прощай, немытая Россия, 

Страна рабов, страна господ, 

И вы, мундиры голубые, 

И ты, покорный им народ. 


Значит ли это, что Лермонтов любил Россию

меньше, чем Пушкин? Конечно, нет. Просто для него та Россия, которую он любит,

не имеет ничего общего с официальной Россией. Он ненавидит державный Петербург,

он равнодушен к воинской славе Российской империи. Она чужая для него. Поэтому

даже ему самому его любовь кажется странной. 


Так что же он любит? 

“Степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных

колыханье”, любит прокатиться в телеге по проселочной дороге, любит “дымок

спаленной жнивы”, “избу, покрытую соломой”. 

И это не внезапное чувство, оно живет в нем

всегда. В стихотворении “Родина” Лермонтов утверждает свою любовь к России

народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы. Такая любовь

непонятна и незнакома “казенным патриотам”, видевшим величие России в

самодержавно-крепостническом строе. 

В стихах Лермонтова та же огромная взрывная

сила, та же взрывная волна, что и у Пушкина. Не случайно один “глаголом жег

сердца людей”, другой “воспламенял бойца для битвы”: 

А он, мятежный, просит бури, 

Как будто в бурях есть покой. 

Поэт любит Отечество по-своему, находит истоки

этой любви в прошедшем: 

Да, бычи люди в наше время. 

Могучее, лихое племя. 

Высокая гражданственность, или, по Пушкину, “дум

высокое стремленье”, стала основой и для поэзии Некрасова. Он отразил свое

время. Оно вдохновляло и терзало его музу “мести и печали”. “Зрелище бедствий

народных” преследует его повсюду. Мы слышим кандальный звон каторжников,

протяжную, заунывную песнь бурлаков. На “благословенной реке” Некрасов испытал

первое глубокое горе: 


О, горько, горько я рыдал, 

Когда в то утро я стояч 

На берегу родной реки, 

И в первый раз ее назвал 

Рекою рабства и тоски!.. 


Поэт смотрит на несжатую полосу, а ему слышится

печальный разговор ветра с тяжелыми колосьями, встает перед взором пахарь: 


Руки, что вывели борозды эти, 

Высохли в щепку, повисли, как плети, 

Очи потухли, и голос пропал... 


Не радует поэта и “здоровый, ядреный осенний

воздух”, когда он едет по железной дороге, что построена на костях русских

мужиков. 

“Я лиру посвятил народу своему”, — скажет он в

“Элегии”, назовет свою музу “печальной спутницей печальных бедняков”. Горе

матери-отчизны — это горе ее народа. Вот почему 


Не может сын глядеть спокойно 

На горе матери родной. 

Не будет гражданин достойный 

К Отчизне холоден душой... 


Сердце “надрывается от муки”, “плохо верится в

силу добра”, отовсюду несутся “царящие звуки барабанов, цепей, топора”.

Некрасов, “оглушенный, подавленный”, обращается к природе: 


Мать природа! Иду к тебе снова 

Со всегдашним желаньем моим 

Заглушить эту музыку злобы! 


Поэт приходит к мысли: надо бороться за

изменение основ социальной жизни. “Родная земля” вдохновляет его на борьбу, и

он благоговеет перед Родиной: 


Опять она, родная сторона, 

С ее земным и благодатным летом, 

И вновь душа поэзией полна... 

Да, только здесь могу я быть поэтом. 


Выражая пламенную надежду на лучшее будущее

своей Родины, Некрасов зовет идти “в огонь за честь Отчизны”, за убеждения, за

любовь. Таково кредо поэта-гражданина Некрасова. Оно продиктовано сыновней

любовью к Родине, а она немыслима без веры в могучие силы народа. В поэме “Кому

на Руси жить хорошо” Некрасов призывает всех борцов встать за 

Униженных, обиженных 

На всей святой Руси.

Просмотров: 265

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст