Инструктивно-методическое письмо ǀ 2016-2017 учебный год
Министерство образования и науки
Республики Казахстан Департамент дошкольного и среднего образования
Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ
Инструктивно-методическое
письмо
1
Рекомендовано к изданию решением
ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол №5
от 17 июня 2016 г.).
Об особенностях организации образовательного
процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном
году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия
образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с.
Сборник включает материалы по организации
образовательного процесса в предшкольных и 1-11 классах средних
общеобразовательных школ Республики Казахстан.
Сборник адресован руководителям школ,
учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.
©Национальная академия образования
им.И.Алтынсарина, 2016
2
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Современный этап модернизации казахстанской системы
образования и науки предполагает доступность для каждого качественного
дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые
профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и
творческие компетенции.
Школьное образование республики
находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум (далее – ВЭФ)
обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека. Это навыки
работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность,
финансовая и гражданская грамотность и другие . Казахстан в рейтинге ВЭФ
«Исследование расхождений в навыках XXI века» находится в группе стран с низким
уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень
компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.
рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных
шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым,
запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества
человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. 3 из них относятся к
общему среднему образованию.
Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования,
обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной
грамотности.Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание
системы стимулирования успешных школ.
Шаг 79: Поэтапный переход на
английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах.
Шаг 89: Разработка и реализация
национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в
действующие учебные программы школьного образования.
2016-2017 учебном году на обновленное содержание
образования переходят все первые классы. Они будут учиться по новым учебным
программам, апробированным в 30 пилотных школах в 2015-2016 учебном году.
Разработка Государственных
общеобязательных стандартов начального, основного и общего среднего образования
обновленного содержания, а также учебных п3
рограмм осуществлялась с
ориентацией на ценности «Мәңгілік ел».
2016-2017 учебном году продолжится апробация
подушевого финансирования в 10-11 классах классах 63 пилотных школ в 5 регионах
республики.
рамках перехода на трехъязычное
обучение в Типовом учебном плане начального образования (далее – ТУП) увеличено
количество часов, отводимых на изучение английского языка. В соответствии с
ТУПом в 1-ом, 2-ом, 3-ем, 4-
классах на английский язык
отводится по 2 часа.
2016-2017
учебном году в
основной и старшей
школе начнется
3
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
подготовительная работа по переходу на трехъязычное
обучение. Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработаны
программы дополнительного образования школьников на трех языках и программа внеклассной
работы по предметам старших классов, которые планируется изучать на английском
языке. Все работы будут выставлены на сайт Академии.
Внесены изменения и дополнения в Закон Республики
Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на
24.11.2015 г.), Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года №
205 утверждена Государственная программа развития образования и науки
Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее – ГПРОН).
Законодательно регламентируется поэтапный переход
на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, бесплатное
получение первой рабочей профессии в колледжах, переход от государственной
аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов идр.
соответствии с ГПРОН основными
направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение
равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим
образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в
получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире;
формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и
духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
свете новых подходов сфера
профессиональных компетенций учителя расширяется. Это междисциплинарная и
проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ)
обучении и управлении, инклюзивное образование и консультационное
сопровождение родителей.
Особенности организации образовательного процесса в
общеобразовательных организациях образования в 2016-2017 учебном году
обусловлены следующими факторами:
–
внедрение обновленного содержания образования с 1 сентября 2016 года
1 классах (все предметы изучаются
на языке обучения);
– обучение предмету «Английский язык»
в начальной школе будет осуществляться в 1-4-х классах;
– обязательное изучение в 9классе
факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» вместо курса «Основы
религиоведения».
В новом учебном году:
1)
образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1-х классах будет
осуществляться на основе:
Государственного общеобязательного стандарта
дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства
РК от
13 мая 2016 года № 292;
Государственного общеобязательного стандарта начального образования,
утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327
(далее – ГОСО РК-2015);
4
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
типовых учебных планов начального образования,
утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года№ 453;
типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального
образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля
2016 года № 266;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра
образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об
утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой
дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 6 мая 2016
года № 309;
образовательный
процесс во 2-11 классах будет осуществляться на
основе:
Государственного общеобязательного стандарта
среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее –
ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012
года №1080;
типовых учебных планов начального, основного
среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра
образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в
приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»;
типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего
образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября
2013 года № 471 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК
от 8 ноября 2012 года №500»;
типовых учебных планов начального, основного
среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 61 «О
внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и наукиРеспублики
Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500»;
типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по
выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РК
от 3 апреля 2013 года № 115;
типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,
утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15
июля 2014 года № 281 «О внесении изменений в приказ Министра образования и
науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
типовых учебных программ по общеобразовательным
предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики
Казахстан от 18 июня 2015 года № 393 «О внесении изменений в приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ и.о. Министра образования и
науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года №400 «Об утверждении
перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и
5
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
другой
дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к
использованию в организациях образования» от 8 января 2016 года № 13;
ü учебных изданий,
утвержденных приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан «О внесении дополнений в
приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября
2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических
комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на
электронных носителях» от 6 апреля 2016 года № 251.
Учителя
общеобразовательных школ самостоятельно разрабатывают календарно-тематическое
планирование на основе типовых учебных программ по общеобразовательным
предметам, которое утверждается руководителем организации образования.
Для контроля результатов учебной деятельности
учащихся используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется
педагогом.
Основные
виды контроля осуществляются в устной, письменной формах и в их сочетании.
Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета,
количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и
планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся.
Контрольные работы должны проводиться в
соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации образования.
Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних уроках не
рекомендуется.
В целях реализации поручений Президента Республики
Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана:
20 шагов к обществу всеобщего труда», рекомендуется введение курсов по выбору
«Краеведение» (7 класс), «Абайтану» (9-11 классы) по учебным программам,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РК от 3 апреля 2013 года
№115.
Из
вариативного компонента для обязательного изучения предмета «Светскость и
основы религиоведения» в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Данный курс должны
преподавать учителя истории, прошедшие курсы повышения квалификации по типовой
учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 15
июля 2014 года № 281.
По предметам школьного и
ученического компонентов не проводятся экзамены и единое национальное
тестирование.
Внимание! В 2016-2017 учебном году меняется форма итоговой
аттестации выпускников
общеобразовательных школ и отборочного теста в высшие учебные заведения РК. В закон РК «Об образовании» внесена поправка о разделении процедуры итоговой аттестации в организациях
среднего образования и поступления в высшие учебные заведения.
Поправка
вступает в силу в 2017 году.
6
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
Государственный выпускной экзамен – одна из форм
итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся
необходимым условием для получения ими документа государственного образца,
свидетельствующего об окончании курса среднего образования. Экзмен будет
проводиться в школах.
Единое национальное тестирование
– одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения.
Тестирование будет проводиться на базе вузов.
Экзамен основывается на учебных программах для
10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического
направлений уровня общего среднего образования, утвержденных приказом Министра
образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 с
изменениями и дополнениями согласно приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 393.
Формат государственного
выпускного экзамена и Единого национального тестирования в настоящее время
разрабатывается Министерством образования
науки РК. Информация будет размещена на сайте
Министерства образования
науки РК – www.edu.gov.kz,
Комитета по контролю в сфере образования и науки – www.control.edu.gov.kz.
Однако обращаем внимание на то,
что одной из предлагаемых форм сдачи экзамена является написание эссе.
Требования к эссе в методической литературе отражены, тем не менее в помощь
учителю в Инструктивно-методическом письме в соответствующем разделе отражены
наиболее типичные требования к написанию эссе.
условиях информатизации современного общества
учителя-предметники должны обладать ИКТ-компетенциями, использовать
дополнительные ресурсы, в том числе интернет, и формировать у учащихся умения
находить, обрабатывать информацию.
Формирование базы тестовых
заданий для единого национального тестирования, внешней оценки учебных
достижений, государственной аттестации и комплексного тестирования абитуриентов
будет осуществляться по материалам учебников, утвержденных приказами
Министерства образования и науки РК. В связи с этим при подготовке к
национальным экзаменам и мониторингам учащиеся должны опираться на материалы
учебников, утвержденных вышеуказанными приказами Министра образования.
В соответствии с приказом Министерства
образования и науки Республики Казахстан «О начале 2016-2017 учебного года в
организациях среднего образования»:
1. Продолжительность учебного
года в 11 (12) классах – 34 учебные
недели.
7
В течение учебного года устанавливаются каникулы:
в 11-12 классах: осенние – 7 дней
(с 31 октября по 6 ноября 2016 года включительно), зимние – 10 дней (с 30
декабря 2016 года по 8 января 2017 года включительно), весенние – 13 дней (с 21
марта по 2 апреля 2017 года включительно);
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ) ШКОЛАХ
Вечерняя (сменная) школа, а также вечерние
отделения при дневных общеобразовательных школах реализуют типовые учебные
программы основного среднего и общего среднего образования по
общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, а также, с
учетом ее особенностей и возможностей, программы дополнительного образования.
Обучение
в вечерней школе и вечерних отделениях при дневных общеобразовательных школах
осуществляется по очной (наполняемость класса– 20 человек, возраст от 15 до 18
лет), заочной формам (наполняемость класса от 10, но не более 15 человек), и в
заочных группах с индивидуальной формой обучения (наполняемость класса менее 9
человек).
В случае возникновения особых обстоятельств и
наличия соответствующих требованиям условий в вечерней школе возможно
осуществление дистанционной технологии обучения.
Все формы обучения могут осуществляться в пределах
одной организации образования.
Продолжительность
учебного года в вечерней школе по очной форме обучения составляет 34 недели, по
заочной форме обучения – 36 недель.
Аттестация учащихся очной формы обучения
производится по четвертям, учащихся заочной формы обучения – по полугодиям.
Деление на подгруппы при изучении таких предметов,
как «Казахский язык в школах с неказахским языком обучения», «Русский язык в
школах с нерусским языком обучения», «Казахская литература в школах с
неказахским языком обучения», «Русская литература в школах с нерусским языком
обучения », «Иностранный язык», «Информатика» осуществляется только в классах с
очной формой обучения, т.е. при наполняемости класса в 20человек.
Организация образовательного процесса
регламентируется общеобразовательными учебными программами, рабочим учебным
планом.
Учебный
план вечерней школы предусматривает изучение только основных предметов с
сокращенным количеством часов. Не изучаются технология, искусство, физическая
культура. Обучение осуществляется в течение 3-4 дней в неделю в каждом классе.
Школа
самостоятельна в определении годового календарного учебного графика, в выборе
системы оценок, порядка и периодичности аттестации обучающихся. 8
Требования к выполнению письменных работ:
Образовательная область «Язык и литература»
Контрольные
работы по предметам «Казахский язык»/«Русский язык»/«Родной язык» проводятся
один раз в четверть, на начало учебного года– 1 срез знаний;
изложения по казахскому/ русскому/родному языку – 2 раза в год;
тестирование по казахскому/ русскому/родному языку – 2 раза в год;
сочинения по казахской/ русской/родной литературе – 3 раза в год.
Иностранный язык: тестирование 4 раза в год.
Образовательная область «Математика и информатика»
Контрольные
работы по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Физика » проводятся один раз в
четверть, на начало учебного года – 1 срез знаний в каждом классе.
Лабораторные работы по предмету «Физика»:
8 класс–
10 в год;
класс–4 в год;
класс – 4 в год;
класс – 4 в год.
Практические работы по предмету «Физика»:
8 класс–
4 в год;
9 класс– 8 в год.
Практические работы по предмету «Информатика» : по 4
в год в каждом классе.
Образовательная область «Естествознание»
Контрольные работы по предмету
«Химия» проводятся один раз в четверть и на начало учебного года; по предметам
«География» и «Биология» – 2 в год в каждом классе (в форме тестирования).
Лабораторные работы по предмету «Биология»:
8 класс–
8 в год;
класс–4 в год;
класс – 4 в год.
Лабораторные работы по предмету «Химия»:
класс–4 в
год;
класс–4 в год;
класс – 4 в год;
класс – 4
в год. Практические работы по предмету
«География»:
класс–4 в год;
класс–4 в
год;
класс – 4 в год;
класс – 4 в год.
Воспитательная работа вечерней школы, в основном,
направлена на создание условий для реабилитации, адаптации, социализации и
развития личности социально запущенных несовершеннолетних подростков, а это
значит, что система воспитательного воздействия на учащихся направлена на
устранение и исправление у учащихся нравственного и правового воспитания.
9
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
(девиантного) поведения.
Основная
задача вечерней школы и вечерних отделений при дневных общеобразовательных
школах– социально-психологическая реабилитация и адаптация «трудных» подростков, т.к. в вечернюю школу и ее отделения при дневных общеобразовательных школах чаще всего приходят подростки, не
сумевшие по различным причинам обучаться в дневных школах, а также
колледжах, например, из-за педагогической запущенности, по болезни, из-за
отсутствия мотивации к обучению, по причине тяжёлого материального положения в
семье и.т.д.
Одна из особенностей вечерней
школы – работа с «проблемными» учащимися: труднообучаемыми и трудновоспитуемыми
детьми. Они отличаются пониженной работоспособностью, низкой учебной мотивацией
и недисциплинированностью.
Приоритетные
направления воспитательной работы:
– воспитание казахстанского
патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
–
духовно-нравственное воспитание;
–
здоровый образ жизни;
–
воспитание межэтнической толерантности и общественного согласия;
– профилактика правонарушений и
безнадзорности среди несовершеннолетних;
– профилактика экстремизма и терроризма среди
несовершеннолетних;
– профилактика наркомании,
токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних;
–
воспитание девочек-подростков;
–
профориентация учащихся;
– социальное партнерство с родителями.
Для осуществления эффективной
организации учебного процесса и внутришкольного контроля, исходя из специфики
вечерних школ и вечерних отделений при дневных общеобразовательных школах,
рекомендуются следующие нормативы для администрации:
№ |
Объекты контроля |
Норма |
|
|
|
1 |
Посещение, анализ уроков и внеклассных мероприятий |
1 урок в неделю,34 часа в год |
|
|
(для заместителей директоров), |
|
|
1урок в 2 недели, |
|
|
17 часов в год (для директора |
|
|
школы) |
2 |
Проверка классных журналов |
1раз в четверть |
|
|
|
4 |
Проверка выполнения учебных программ по предметам |
1раз в четверть |
|
|
|
5 |
Проверка личных дел учащихся |
2 раза в год |
|
|
|
|
10 |
|
Инструктивно-методическое
письмо ǀ 2016-2017 учебный год
6 |
Проверка тематических и календарных |
планов по |
2 |
раза в год |
|
предметам |
|
|
|
7 |
Проверка алфавитной книги |
|
2 |
раза в год |
|
|
|
|
|
Школа, а также вечерние отделения при дневных
общеобразовательных школах по договоренности с предприятиями и колледжами
параллельно могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве
дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.
При сессионном режиме организации
занятий заочного или вечернего обучения время сессий определяется
Педагогическим советом школы.
Освоение программы за курс основного среднего и
общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией
выпускников. Выпускникам вечерних школ после прохождения ими итоговой
аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем
образовании.
В целях совершенствования
образовательного процесса в вечерней школе создается методический Совет,
методические объединения, психологическая и социально-педагогическая служба. Их
деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом школы и действующим
законодательством в области образования.
11