«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы білім бөлімі Макинск қаласының кешкі мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное государственное учреждение «Вечерняя школа города Макинск отдела образования по  Буландынскому району управления образования  Акмолинской области».

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Инструктивно-методическое письмо ǀ 2016-2017 учебный год

19.06.2017

 

 

                       

Инструктивно-методическое письмо ǀ 2016-2017 учебный год

 

 

Министерство образования и науки

Республики Казахстан Департамент дошкольного и среднего образования

Национальная академия образования им. И. Алтынсарина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Инструктивно-методическое

письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Рекомендовано к изданию решением

ученого совета Национальной академии образования им. И.Алтынсарина (протокол №5

от 17 июня 2016 г.).

 

 

 

Об особенностях организации образовательного

процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном

году: Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия

образования им. И. Алтынсарина, 2016. 277 – с.

 

 

 

 

 

 

Сборник включает материалы по организации

образовательного процесса в предшкольных и 1-11 классах средних

общеобразовательных школ Республики Казахстан.

 

Сборник адресован руководителям школ,

учителям-предметникам, работникам системы среднего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Национальная академия образования

им.И.Алтынсарина, 2016

 

 

 

2

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

                                    ОБЩИЕ

ПОЛОЖЕНИЯ

 

Современный этап модернизации казахстанской системы

образования и науки предполагает доступность для каждого качественного

дошкольного воспитания и школьного образования, возможность получить новые

профессиональные навыки в колледже и университете, развить исследовательские и

творческие компетенции.

Школьное образование республики

находится на этапе нового старта. Всемирный экономический форум (далее – ВЭФ)

обозначил 16 видов знаний и умений успешного в XXI веке человека. Это навыки

работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность,

финансовая и гражданская грамотность и другие . Казахстан в рейтинге ВЭФ

«Исследование расхождений в навыках XXI века» находится в группе стран с низким

уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Уровень

компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков.

              

рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных

шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым,

запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества

человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. 3 из них относятся к

общему среднему образованию.

Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования,

обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной

грамотности.Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание

системы стимулирования успешных школ.

Шаг 79: Поэтапный переход на

английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах.

 

Шаг 89: Разработка и реализация

национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в

действующие учебные программы школьного образования.

 

            

2016-2017 учебном году на обновленное содержание

образования переходят все первые классы. Они будут учиться по новым учебным

программам, апробированным в 30 пилотных школах в 2015-2016 учебном году.

Разработка Государственных

общеобязательных стандартов начального, основного и общего среднего образования

обновленного содержания, а также учебных п3

рограмм осуществлялась с

ориентацией на ценности «Мәңгілік ел».

 

                

2016-2017 учебном году продолжится апробация

подушевого финансирования в 10-11 классах классах 63 пилотных школ в 5 регионах

республики.

 

         

рамках перехода на трехъязычное

обучение в Типовом учебном плане начального образования (далее – ТУП) увеличено

количество часов, отводимых на изучение английского языка. В соответствии с

ТУПом в 1-ом, 2-ом, 3-ем, 4-

 

      

классах на английский язык

отводится по 2 часа.

            

2016-2017 

учебном  году  в 

основной  и  старшей 

школе  начнется


 

 

3

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

подготовительная работа по переходу на трехъязычное

обучение. Национальной академией образования им. И. Алтынсарина разработаны

программы дополнительного образования школьников на трех языках и программа внеклассной

работы по предметам старших классов, которые планируется изучать на английском

языке. Все работы будут выставлены на сайт Академии.

 

Внесены изменения и дополнения в Закон Республики

Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на

24.11.2015 г.), Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года №

205 утверждена Государственная программа развития образования и науки

Республики Казахстан на 2016-2019 годы (далее – ГПРОН).

Законодательно регламентируется поэтапный переход

на обновленное содержание школьного образования, дуальное обучение, бесплатное

получение первой рабочей профессии в колледжах, переход от государственной

аттестации к независимой аккредитации колледжей и вузов идр.

 

               

соответствии с ГПРОН основными

направлениями работы по повышению качества образования являются обеспечение

равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим

образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение потребности учащихся в

получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире;

формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и

духовно развитого гражданина Республики Казахстан.

 

          

свете новых подходов сфера

профессиональных компетенций учителя расширяется. Это междисциплинарная и

проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий

(далее – ИКТ)

 

обучении и управлении, инклюзивное образование и консультационное

сопровождение родителей.

Особенности организации образовательного процесса в

общеобразовательных организациях образования в 2016-2017 учебном году

обусловлены следующими факторами:

 

внедрение обновленного содержания образования с 1 сентября 2016 года

      

1 классах (все предметы изучаются

на языке обучения);

– обучение предмету «Английский язык»

в начальной школе будет осуществляться в 1-4-х классах;

 

– обязательное изучение в 9классе

факультативного курса «Светскость и основы религиоведения» вместо курса «Основы

религиоведения».

В новом учебном году:

1)

образовательный процесс в классах предшкольной подготовки и 1-х классах будет

осуществляться на основе:

 

  

Государственного общеобязательного стандарта

дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства

РК от

 

13 мая 2016 года № 292;

   Государственного общеобязательного стандарта начального образования,

утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327

(далее – ГОСО РК-2015);

 

4

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

  

типовых учебных планов начального образования,

утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года№ 453;

 

   типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального

образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля

2016 года № 266;

 

   учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки

Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра

образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об

утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой

дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 6 мая 2016

года № 309;

 

               

образовательный

процесс во 2-11 классах будет осуществляться на

 

основе:

 

  

Государственного общеобязательного стандарта

среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее –

ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012

года №1080;

  

типовых учебных планов начального, основного

среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра

образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в

приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»;

   типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего

образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября

2013 года № 471 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК

от 8 ноября 2012 года №500»;

 

  

типовых учебных планов начального, основного

среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра

образования и науки Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 61 «О

внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и наукиРеспублики

Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500»;

   типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по

выбору и факультативам, утвержденных приказом Министра образования и науки РК

от 3 апреля 2013 года № 115;

 

  

типовых учебных программ по общеобразовательным предметам,

утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15

июля 2014 года № 281 «О внесении изменений в приказ Министра образования и

науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;

  

типовых учебных программ по общеобразовательным

предметам, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики

Казахстан от 18 июня 2015 года № 393 «О внесении изменений в приказ Министра

образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115»;

   учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки

Республики Казахстан «О внесении изменений в приказ и.о. Министра образования и

науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года №400 «Об утверждении

перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и

 

5

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

другой

дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к

использованию в организациях образования» от 8 января 2016 года № 13;

 

ü учебных изданий,

утвержденных приказом Министра образования и

науки Республики Казахстан «О внесении дополнений в

приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября

2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических

комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на

электронных носителях» от 6 апреля 2016 года № 251.

 

Учителя

общеобразовательных школ самостоятельно разрабатывают календарно-тематическое

планирование на основе типовых учебных программ по общеобразовательным

предметам, которое утверждается руководителем организации образования.

 

Для контроля результатов учебной деятельности

учащихся используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется

педагогом.

 

Основные

виды контроля осуществляются в устной, письменной формах и в их сочетании.

Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного предмета,

количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа обучения и

планируемых результатов обучения, возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся.

Контрольные работы должны проводиться в

соответствии с графиком, утвержденным руководителем организации образования.

Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних уроках не

рекомендуется.

 

В целях реализации поручений Президента Республики

Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана:

20 шагов к обществу всеобщего труда», рекомендуется введение курсов по выбору

«Краеведение» (7 класс), «Абайтану» (9-11 классы) по учебным программам,

утвержденным приказом Министерства образования и науки РК от 3 апреля 2013 года

№115.

 

Из

вариативного компонента для обязательного изучения предмета «Светскость и

основы религиоведения» в 9 классе выделяется 1 час в неделю. Данный курс должны

преподавать учителя истории, прошедшие курсы повышения квалификации по типовой

учебной программе, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 15

июля 2014 года № 281.

По предметам школьного и

ученического компонентов не проводятся экзамены и единое национальное

тестирование.

Внимание!        В 2016-2017 учебном году меняется форма итоговой

аттестации выпускников

общеобразовательных школ и отборочного теста в высшие учебные заведения РК. В закон РК «Об образовании» внесена поправка о разделении процедуры итоговой аттестации в организациях

среднего образования и поступления в высшие учебные заведения.

 

Поправка

вступает в силу в 2017 году.


 

 

 

 

 

6

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

Государственный выпускной экзамен – одна из форм

итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся

необходимым условием для получения ими документа государственного образца,

свидетельствующего об окончании курса среднего образования. Экзмен будет

проводиться в школах.

 

Единое национальное тестирование

– одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения.

Тестирование будет проводиться на базе вузов.

 

Экзамен основывается на учебных программах для

10-11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического

направлений уровня общего среднего образования, утвержденных приказом Министра

образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 с

изменениями и дополнениями согласно приказу Министра образования и науки

Республики Казахстан от 18 июня 2015 года № 393.

Формат государственного

выпускного экзамена и Единого национального тестирования в настоящее время

разрабатывается Министерством образования

 

       

науки РК. Информация будет размещена на сайте

Министерства образования

 

науки РК – www.edu.gov.kz,

Комитета по контролю в сфере образования и науки – www.control.edu.gov.kz.

 

Однако обращаем внимание на то,

что одной из предлагаемых форм сдачи экзамена является написание эссе.

Требования к эссе в методической литературе отражены, тем не менее в помощь

учителю в Инструктивно-методическом письме в соответствующем разделе отражены

наиболее типичные требования к написанию эссе.

 

        

условиях информатизации современного общества

учителя-предметники должны обладать ИКТ-компетенциями, использовать

дополнительные ресурсы, в том числе интернет, и формировать у учащихся умения

находить, обрабатывать информацию.

Формирование базы тестовых

заданий для единого национального тестирования, внешней оценки учебных

достижений, государственной аттестации и комплексного тестирования абитуриентов

будет осуществляться по материалам учебников, утвержденных приказами

Министерства образования и науки РК. В связи с этим при подготовке к

национальным экзаменам и мониторингам учащиеся должны опираться на материалы

учебников, утвержденных вышеуказанными приказами Министра образования.

 

        

В  соответствии с приказом Министерства

образования и науки Республики Казахстан «О начале 2016-2017 учебного года в

организациях среднего образования»:

 

1. Продолжительность учебного

года  в 11 (12) классах – 34 учебные

недели.

 

 

 

 

 

7

 

 

                  

         

В течение учебного года устанавливаются каникулы:

           

в 11-12 классах: осенние – 7 дней

(с 31 октября по 6 ноября 2016 года включительно), зимние – 10 дней (с 30

декабря 2016 года по 8 января 2017 года включительно), весенние – 13 дней (с 21

марта по 2 апреля 2017 года включительно);

       

 

 

 ОСОБЕННОСТИ    УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ    РАБОТЫ   

                      

              

                      

    В  ВЕЧЕРНИХ (СМЕННЫХ)  ШКОЛАХ

 

  Вечерняя (сменная) школа, а также вечерние

отделения при дневных общеобразовательных школах реализуют типовые учебные

программы основного среднего и общего среднего образования по

общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам, а также, с

учетом ее особенностей и возможностей, программы дополнительного образования.

Обучение

в вечерней школе и вечерних отделениях при дневных общеобразовательных школах

осуществляется по очной (наполняемость класса– 20 человек, возраст от 15 до 18

лет), заочной формам (наполняемость класса от 10, но не более 15 человек), и в

заочных группах с индивидуальной формой обучения (наполняемость класса менее 9

человек).

В случае возникновения особых обстоятельств и

наличия соответствующих требованиям условий в вечерней школе возможно

осуществление дистанционной технологии обучения.

 

Все формы обучения могут осуществляться в пределах

одной организации образования.

 

Продолжительность

учебного года в вечерней школе по очной форме обучения составляет 34 недели, по

заочной форме обучения – 36 недель.

 

Аттестация учащихся очной формы обучения

производится по четвертям, учащихся заочной формы обучения – по полугодиям.

 

Деление на подгруппы при изучении таких предметов,

как «Казахский язык в школах с неказахским языком обучения», «Русский язык в

школах с нерусским языком обучения», «Казахская литература в школах с

неказахским языком обучения», «Русская литература в школах с нерусским языком

обучения », «Иностранный язык», «Информатика» осуществляется только в классах с

очной формой обучения, т.е. при наполняемости класса в 20человек.

 

Организация образовательного процесса

регламентируется общеобразовательными учебными программами, рабочим учебным

планом.

 

Учебный

план вечерней школы предусматривает изучение только основных предметов с

сокращенным количеством часов. Не изучаются технология, искусство, физическая

культура. Обучение осуществляется в течение 3-4 дней в неделю в каждом классе.

 

Школа

самостоятельна в определении годового календарного учебного графика, в выборе

системы оценок, порядка и периодичности аттестации обучающихся.                                       8

                          

                               

           Требования к выполнению письменных работ:

Образовательная область «Язык и литература»

 

Контрольные

работы по предметам «Казахский язык»/«Русский язык»/«Родной язык» проводятся

один раз в четверть, на начало учебного года– 1 срез знаний;

 

изложения по казахскому/ русскому/родному языку – 2 раза в год;

тестирование по казахскому/ русскому/родному языку – 2 раза в год;

сочинения по казахской/ русской/родной литературе – 3 раза в год.

Иностранный язык: тестирование 4 раза в год.

 

Образовательная область «Математика и информатика»

Контрольные

работы по предметам «Алгебра», «Геометрия», «Физика » проводятся один раз в

четверть, на начало учебного года – 1 срез знаний в каждом классе.

Лабораторные работы по предмету «Физика»:

 

8 класс–

10 в год;

      

класс–4 в год;

           

класс – 4 в год;

           

класс – 4 в год.

Практические работы по предмету «Физика»:

 

8 класс–

4 в год;

9 класс– 8 в год.

 

Практические работы по предмету «Информатика» : по 4

в год в каждом классе.

 

Образовательная область «Естествознание»

 

Контрольные работы по предмету

«Химия» проводятся один раз в четверть и на начало учебного года; по предметам

«География» и «Биология» – 2 в год в каждом классе (в форме тестирования).

 

Лабораторные работы по предмету «Биология»:

 

8 класс–

8 в год;

      

класс–4 в год;

           

класс – 4 в год.

 

Лабораторные работы по предмету «Химия»:

 

       класс–4 в

год;

      

класс–4 в год;

           

класс – 4 в год;

класс – 4

в год. Практические работы по предмету

«География»:

 

      

класс–4 в год;

 

       класс–4 в

год;

 

           

класс – 4 в год;

           

класс – 4 в год.

 

Воспитательная работа вечерней школы, в основном,

направлена на создание условий для реабилитации, адаптации, социализации и

развития личности социально запущенных несовершеннолетних подростков, а это

значит, что система воспитательного воздействия на учащихся направлена на

устранение и исправление у учащихся нравственного и правового  воспитания.

            

 

 

 

 

 

                                                                 9

Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

(девиантного)  поведения.

Основная

задача вечерней школы и вечерних отделений при дневных общеобразовательных

школах– социально-психологическая реабилитация и адаптация «трудных» подростков, т.к. в вечернюю школу и ее отделения при дневных общеобразовательных школах чаще всего приходят подростки, не

сумевшие по различным причинам обучаться в дневных школах, а также

колледжах, например, из-за педагогической запущенности, по болезни, из-за

отсутствия мотивации к обучению, по причине тяжёлого материального положения в

семье и.т.д.

 

Одна из особенностей вечерней

школы – работа с «проблемными» учащимися: труднообучаемыми и трудновоспитуемыми

детьми. Они отличаются пониженной работоспособностью, низкой учебной мотивацией

и недисциплинированностью.

 

Приоритетные

направления воспитательной работы:

– воспитание казахстанского

патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;

 

духовно-нравственное воспитание;

 

здоровый образ жизни;

 

воспитание межэтнической толерантности и общественного согласия;

 

– профилактика правонарушений и

безнадзорности среди несовершеннолетних;

 

– профилактика экстремизма и терроризма среди

несовершеннолетних;

– профилактика наркомании,

токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних;

 

воспитание девочек-подростков;

 

профориентация учащихся;

 

– социальное партнерство с родителями.

 

Для осуществления эффективной

организации учебного процесса и внутришкольного контроля, исходя из специфики

вечерних школ и вечерних отделений при дневных общеобразовательных школах,

рекомендуются следующие нормативы для администрации:

 

Объекты

контроля

Норма

 

 

 

1

Посещение,

анализ уроков и внеклассных мероприятий

1 урок

в неделю,34 часа в год

 

 

(для

заместителей директоров),

 

 

1урок в

2 недели,

 

 

17

часов в год (для директора

 

 

школы)

2

Проверка

классных журналов

1раз в

четверть

 

 

 

4

Проверка

выполнения учебных программ по предметам

1раз в четверть

 

 

 

5

Проверка

личных дел учащихся

2 раза

в год

 

 

 

 

10

 


Инструктивно-методическое

письмо ǀ 2016-2017 учебный год

6

Проверка  тематических  и 

календарных

планов  по

2

раза в

год

 

предметам

 

 

 

7

Проверка

алфавитной книги

 

2

раза в

год

 

 

 

 

 

 

Школа, а также вечерние отделения при дневных

общеобразовательных школах по договоренности с предприятиями и колледжами

параллельно могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве

дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.

 

При сессионном режиме организации

занятий заочного или вечернего обучения время сессий определяется

Педагогическим советом школы.

 

Освоение программы за курс основного среднего и

общего среднего образования завершается обязательной итоговой аттестацией

выпускников. Выпускникам вечерних школ после прохождения ими итоговой

аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем

образовании.

 

В целях совершенствования

образовательного процесса в вечерней школе создается методический Совет,

методические объединения, психологическая и социально-педагогическая служба. Их

деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом школы и действующим

законодательством в области образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      

11

Просмотров: 460

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст