«ОСОБЕННОСТИ
ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ»
Биология в КГУ «Вечерняя школа города Макинска» преподается с 11 по 12 классы. Так как
контингент учащихся школы можно условно разделить на две группы: учащиеся,
имеющие большой перерыв в учёбе (они часто не имеют времени, чтобы ходить
регулярно на занятия, выполнять домашние задания из-за работы или семейных
проблем). и учащиеся, имеющие небольшой перерыв в учёбе, поэтому
возникает
необходимость дифференцированно подходить к каждому
ученику.
Для учащихся первой группы главное – преподнести
основной материал в сжатом виде, доступном для восприятия и удобном для
запоминания. Для этого используются структурированные конспекты, опорные схемы,
таблицы, инструктивные карты. На каждом уроке выдаются задания на закрепление и
проверку изученного материала. Например, при изучении темы «Формы размножения»
выполняются задания на запоминание форм и видов размножений у растений и
животных: иллюстрации, в которых надо найти и сделать подписи, таблицы, которые
надо дополнить по образцу, кроссворды и т. п.
Для второй группы учащихся, важно сохранить интерес к
учению, поэтому главное – привнести в содержание и методику разнообразие,
элемент новизны, дать почувствовать практическое значение знаний.
Например, при изучении темы «Основы генетики» особое
внимание уделяем работе с особенностями передачи признаков по наследству.
Учащимся предлагаются решить задачи на определение групп крови у детей и
родителей, способность владения правой или левой рукой, предлагается
возможность прогнозировать проявление отцовских или материнских признаков у
данного поколения. Итоговой формой работы по данной теме является составление
родословной своей семьи с прослеживанием передачи
какого-то признака по поколениям.
Практическое значение знаний становится более
очевидным, например, при изучении темы «Вирусы», учащиеся готовят
индивидуальные сообщения или презентации о вирусных заболеваниях. При
выполнении таких заданий учащиеся мобилизуют все свои способности и
возможности, ведь одним из критериев работы (заранее оговорённым с учащимися)
является оригинальность подачи материала.
Подобные задания развивают навыки анализа, оценки и
самое главное – повышается уровень мотивации к предмету, к учебе.
Но есть и общее в работе с обеими группами. На уроке
главным является поддержание интереса не только к живому миру, к своему
организму, но и к интеллектуальному труду, развитие внимания, памяти, мышления.
Умение работать с разными источниками информации
(учебники, справочники, энциклопедии, Интернет и т.п.) пригодится всем. В связи с введением
тестирования, как формы государственной аттестации, ухудшилась
речь учащихся. Поэтому устные ответы и сообщения
поощряются особо. В этом помогают опорные конспекты (готовые или частично
дополняемые самими учащимися по образцу).
Постепенно учащиеся
обретают уверенность, повышается их уровень самооценки, и контрольные работы их
не страшат. Таким образом, на уроках биологии выполняются основные
задачи вечерней школы: развитие интеллектуального потенциала учащихся,
восстановление утраченных (иногда – выстраивание несформированных) умений
добывать и использовать знания, что помогает в достижении главной цели –
адаптации учащихся в обществе.